Министерство  образования  РМ

Совет директоров ССУЗов РМ

Региональный педагогический Форум «Проектирование  фонда  оценочных  средств  учебных  дисциплин и профессиональных  модулей»       

 

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ  АСПЕКТЫ  КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ  ЗАДАНИЙ  ДЛЯ  КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ  СРЕДСТВ

(на примере профессионального модуля  ПМ.04 «Составление и использование бухгалтерской (финансовой) отчетности») 

 

Кириллова С.П.

ГБОУ  РМ  СПО «Саранский  техникум  энергетики  и  электронной  техники  имени  А.И. Полежаева»

 

        Компетентностно - ориентированная образовательная система  позволяет  выявить способности  использования  студентами  освоенного  содержания  учебного  материала для решения практических, познавательных и  ценностно - ориентированных задач.

        Компетентностно – ориентированные задания  для  контрольно – оценочных  средств содержат следующие положительные  аспекты:

       

        1) Обеспечивают  оценку  качества  общих  и  профессиональных  компетенций  и  степень  готовности  выпускников  к  профессиональной  деятельности.

По представляемому мною модулю компетенции указаны на данном и последующем слайдах (2,3).

 

        2) Позволяют  применять  разные   группы  оценочных  средств, такие как:

-  дисциплинарные (4):это Тесты,  практические задания,   методы ситуаций исследовательские задания,  рефераты;

- поэтапные (5):это курсовые работы, тесты, задания для производственной и учебной практики,  портфолио;

- итоговые (6):это комплекс квалификационных работ, выпускная квалификационная  работа,  портфолио;

 - самооценочные (7):анкеты, опросники.

 

        3) Позволяют  учитывать все  виды  связей  между  знаниями, умениями  и  навыками  студентов.

 

        4) Создают  условия  применения  тестов  по  уровням  сложности(8):ознакомительный, репродуктивный, продуктивный.

        Ознакомительный (9)-узнавание ранее изученных объектов, свойств. Предлагается  проводить этот уровень в узнаваемой форме компьютерного тестирования - тесты по узнаванию, т.е. отождествлению объекта и его обозначения (задания на опознание, различение или классификацию объектов, явлений и понятий). Вопросы задаются в открытой и закрытой формах по основным дидактическим единицам дисциплины или профессионального модуля.

        Репродуктивный (10)  -выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством преподавателя. Это тесты-подстановки, в которых намеренно пропущено слово, фраза, формула или другой какой-либо существенный элемент текста, и конструктивные тесты, в которых обучающимся в отличие от теста-подстановки не содержится никакой помощи даже в виде намеков и требуется дать определение какому-либо понятию, указать случай действия какой-либо закономерности и т.д. В качестве тестов второго уровня могут использоваться и типовые задачи, условия которых позволяют «с места» применять известную разрешающую их процедуру (правило, формулу, алгоритм) и получать необходимый ответ на поставленный в задаче вопрос.

        Продуктивный (11)-планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач. Тестами третьего уровня могут стать  типовые и нетиповые задачи на применение знаний в реальной практической деятельности. Условия задачи формулируются близкими к тем, которые имели место в реальной жизненной обстановке.

 

        5) Способствуют  применению  различных  ситуационных  моделей  и  игровых  технологий.

 

        6) Позволяют  широко  применяя  балльно – рейтинговую  систему оценки  компетенций  (12).

       Содержание данной системы оценки результатов обучения выражается в следующих моментах:

       - итоговая оценка по дисциплине, которая вносится в зачетно-экзаменационную ведомость, зачетную книжку отражает не только итоги сдачи экзамена или зачета, но и результаты учебной работы в течение всего семестра;

       - в целях объективного оценивания  результатов работы студента в учебный процесс вводится система разнообразных по форме и содержанию контрольных мероприятий (контрольных точек), каждое из которых оценивается определенным числом баллов;

       - итоговый рейтинг по дисциплине представляет собой сумму баллов, полученных студентом за прохождение контрольных точек, включая финальные (зачет/экзамен);

       - итоговый контроль (зачет/экзамен) является частью общей оценки, а баллы по нему – частью итогового рейтинга, который накапливается при изучении дисциплины.

        Главным преимуществом данной системы является возможность объединения различных технологий оценки учебной деятельности в единый комплекс диагностических мероприятий, направленных на получение объективных данных о качестве результатов образования.

        Кроме того,  данная  система повышает объективность оценки (тем более, при нашей несовершенной 5-ти (3-х) балльной системе), а также снимает проблему «сессионного  стресса» (появляется возможность быть «освобожденным» от экзамена или получить более выгодный балл).

        Для набора рейтинга нужно пройти определенные контрольные этапы (13): текущий, рубежный, итоговый.

        На следующем слайде (14)представлены виды компетентностно – ориентированных заданий на всех контрольных этапах с указанием количества баллов.

1.                 Выполнение  контрольной (самостоятельной) работы- 3-5

2.                  Ответы на вопросы по теме – 3-5 баллов

3.                 Проявление активности во время учебного занятия – 3-5

4.                 Защита контрольной работы  – 3-5 баллов

5.                 Выполнение презентации с использованием текста и фотографий – 3-5 баллов

6.                 Защита презентации – 3-5

7.                 Выполнение  рефератов  –3- 5  баллов

8.                 Защита рефератов – 5-10 баллов

9.                 Выполнение тестовых заданий -5-10

10.            Подготовка и представление нестандартного задания (самостоятельное формулирование условий задачи, самостоятельное проведение лекций и т.п.)

11.            Защита курсовых проектов- 5-15 баллов

12.            Выполнение учебной практики- 5-10 баллов

13.            Выполнение  производственной практики – 5-10

 

Общий рейтинг – балл может быть конвертирован в оценки следующим образом (15).Проценты указаны к максимально возможному количеству баллов.

 

        7) Помогают  осуществлять  контроль  и  диагностику  результатов  учебного  процесса, а  также  применять  такую  технологию  работы  с  результатами, как  портфолио  (16).

         Портфолио используется  для демонстрации, анализа, оценки и самооценки результатов образовательной деятельности.

 Диагностика результатов проводится на основе коллекции отдельных видов работ, собранных за определенный период (семестр, учебный год), которая оценивается с точки зрения сформированности  компетенций, приобретаемых в рамках данного модуля.

Скачать
Презентация к докладу
Контрольно-оцен. ср-ва (ФОРУМ).pptx
Презентация Microsoft Power Point 100.5 KB

Выступление на педагогическом совете техникума:

"Анализ работы педколлектива по результатам посещения уроков и опыт лучших преподавателей", май 2015